Версия сайта для слабовидящих

Обновление репертуара на примере музыкального сборника «детский альбом» владимира коровицына (методический обзор)

 

Ильенко Ирина Рудольфовна

 

преподаватель МБОДО «Детская музыкальная школа №18»

 

г. Юрга, Кемеровская область

 

 

Владимир Коровицын – член Союза композиторов России, Лауреат конкурсов «Melody Competition» (Стокгольм, 1992 г.) и «Весна романса» (Санкт-Петербург, 2000 г.) в композиторских номинациях. Родился в 1956 году в Великом Новгороде, а в 1981 году окончил консерваторию в Санкт-Петербурге. В настоящее время живёт в родном городе, пишет музыку в разных жанрах: для хора, для камерного и симфонического оркестра, романсы, песни,  духовные сочинения. Отличительными чертами творчества В. Коровицына являются  – преобладание мелодического начала и благородный, тяготеющий к традиционному гармонический язык, а также удобная пианистическая фактура фортепианных сочинений.

Сборник рассчитан на учащихся младших и средних классов. Программность пьес будит детскую фантазию и образное мышление. В основном, сборник рассчитан на изучение пьес в классе, хотя некоторые произведения могут быть использованы в концертных выступлениях. Из всего альбома остановимся на трёх циклах («Джазовая коллекция», «Очарование ушедших эпох», «Русская тетрадь») и ансамбле («Куклы сеньора Карабаса»).

 

 «…Если Вы, слушая эту музыку, не притопываете

ногой, Вам никогда не понять, что такое джаз…»

Луи Армстронг

Четыре пьесы из цикла «Джазовая коллекция» («Кот Василий», «Кэк уок», «Хорошее настроение», «Уличный фокусник») расположены по возрастающей степени сложности и будут интересны учащимся с хорошим чувством ритма, а также увлекающимся джазовой музыкой. Для этих пьес являются характерными: острый, чёткий ритм, обилие синкоп, запоминающаяся мелодия, красивая гармония септаккордов и нонаккордов.

Стоит заметить, что основная черта ладовой системы джазовой музыки – «соседство» мажора и минора и так называемый  «блюзовый лад» с пониженными III и VII ступенями в натуральном мажоре (блюзовыми нотами). Подобное встречается и в пьесах В. Коровицына, в таких, как  «Кот Василий» (такты 1,2) и «Уличный фокусник» (такты 1,2):

 

 

Кроме того, отличительной чертой джаза является разнообразная синкопированная ритмика. Синкопирование происходит за счёт опережения тактовых долей, либо путём запаздывания, «оттяжки», при этом, не отходя от основной метрической канвы. Такой приём получил название «off-beat» (оф-бит, т.е. буквально «мимо доли», «не в долю»). Это один из важнейших признаков свинга. Свинг (англ. swing – качание, вращение) – несовпадение ритмических акцентов мелодической линии и акцента основного метра пьесы. Напряжение и расслабление, «раскачивание» ритма придаёт джазовой музыке упругость, неуклонную пульсацию.

Необходимо обратить внимание на особенности артикуляции. Мелодию следует играть специфическим приёмом, который можно назвать «неполным legato» фактуры (с некоторыми признаками portamento – отчётливое, упругое «произнесение»), «выговаривание» музыкальных фраз, смело (но не грубо!) выделять отдельные звуки, которые находятся между основными метрическими долями. Следует обращать внимание к деталям нотного текста, как подчёркнутые и акцентированные ноты. При разучивании любой пьесы из этого цикла необходимо приучать детей мыслить долями, считать без –и, желательно поработать с метрономом. Педаль в таких пьесах чаще всего применяется  прямая, короткая (ритмическая). В целом, приобщение детей к джазовой музык воспитывает, с одной стороны, ритмическую волю исполнителя, а с другой творческую свободу.

Четыре танца из цикла «Очарование ушедших эпох» (Ричеркар, Бурре, Благородный вальс, Галоп) написаны в стилистике старинных танцевальных жанров, с использованием чисто классической гармонии в современной интерпретации композитора. Ричеркар и Бурре могут быть использованы в качестве контрастной полифонии с элементами имитации.

Ричеркар (от итал. ricercare – искать, разыскивать) – один из старейших жанров инструментальной музыки. Первые образцы ричеркара близки прелюдии. В органной и инструментальной складывался имитационный ричеркар, в котором впоследствии определились черты, важные для формирования фуги. В ХХ веке ричеркар становится объектом стилизации. В ричеркаре В. Коровицына темп определяется по половинной длительности (шаг) ввиду наличия alla breve. Ощущение поступи держится долго, почти до третьей части. В репризе тема звучит в нижнем голосе, полностью повторяет начало и тонально, и ритмически и мелодически. В верхнем голосе следует обратить внимание на задержания.

Бурре (фр. bourree, от bourrer – делать неожиданные скачки) – старинный французский танец. Возник предположительно в провинции Овернь в середине ХVI века, во 2-ой половине ХVI века проник в Париж, а в ХVII веке стал придворным танцем. Для бурре характерны чётный размер, быстрый темп, чёткий ритм, затакт в одну тактовую долю. Красоту этой пьесе придаёт секвенционное развитие мелодии, классически оформлены кадансы. В средней части используется приём имитации.

Благородный вальс – пьеса с красивой и довольно протяжённой мелодией, прозрачной фактурой. Мелодия движется плавно, будто скользя, что вызывает небольшую сложность в соединении звуков «как бы легато».  Педалью пользоваться по желанию.

Галоп написан на известную тему танца Бетховена в кокетливо-шутливой форме.

Все четыре пьесы написаны в строго классической форме, по правилам классической гармонии, с ярко выраженной мелодией. Это субъективный взгляд современного композитора на музыку прошлых веков, выраженный с большой любовью, уважением и преклонением к талантам прошлого. 

Шесть пьес из цикла «Русская тетрадь» можно условно поделить на две группы: лирические (Прогулка, Вечер у реки, Девичий хоровод) и плясовые (Емеля, Мужичок с гармошкой, Пир на весь мир).

Прогулка – лирическая песня-хоровод с элементами полифонии. Особенности этой пьесы – трёхтактовое строение фраз, характерное для русских народных песен, ладовое соотношение: мажор – параллельный минор, плагальность оборотов, натуральность ладов, отсутствие полутоновых тяготений вводной VII ступени в тонику. Ритмическая пульсация восьмых в партии левой руки изображает плавную поступь девушек в хороводе, они маленькими шажками «проплывают как лебёдушки». Начальные синкопы в каждой фразе дают постоянное движение вперёд.

Эта пьеса требует от ученика хорошего певучего легато без толчков на повторяющихся нотах. Элементы двухголосия в каждой руке развивают слуховую тонкость. выдержанные залигованные ноты требуют самостоятельности и независимости пальцев, слуховой выдержки и дают первоначальные навыки ручной педали.

Вечер у реки – ещё один пример лирической песни. Но, это скорее лирический дуэт женского и мужского голосов. Основные педагогические задачи в пьесе: качество легато, фразировка, дифференциация голосов, умение услышать гармоническую стройность аккордов. Сложность может возникнуть в 7-8 тактах в задержаниях но всё зависит от слуховых способностей ученика. Ещё одна, не менее важная, задача – услышать длинную фразу в размере 4/4, протянуть её и передать в следующую. Тем самым воспитывается непрерывное музыкальное мышление.

Девичий хоровод – очень красивая пьеса в мелодическом и гармоническом плане, потребует от ученика большой музыкальности и гибкости. В мелодии следует добиваться от ученика особо мягкого глубокого легато; более вытянутые пальцы находятся очень близко друг к другу и «переливают звук» от одного к другому. Отыгравшие пальцы убирать медленно, как бы с задержкой. Сложность в мелодии вызывают повторяющиеся ноты – примы, которые по возможности нужно играть разными пальцами. Мелодия требует от ученика кистевой гибкости, пластичности, чтобы рука «обрисовывала» контур мелодической линии со всеми изгибами и поворотами. В аккомпанементе на слабых долях желательно использовать приём «двойной репетиции», что позволяет звучать более продолжительно, текуче, «без дырок».

Другой блок цикла – пьесы, написанные в характере плясовой.

«Емеля на печке едет» - характер озорной, весёлый Написана пьеса в простой трёхчастной форме, даёт возможность ученику развить свои навыки в освоении штриха staccato, non legato и координации рук. В средней части мелодия переходит из верхнего голоса в нижний, что требует переключения «веса» руки из правой в левую. Кроме того, необходимо добиться лёгкости в исполнении аккомпанемента на слабую долю сначала в левой руке, а в средней части – в правой. Ясность изложения гармонии, удобная тональность фа мажор и интервалика от секунды до сексты позволяет исполнять эту пьесу детям с маленькими ручками.

Вариации «Мужичок с гармошкой» - картинка народного праздника, гулянья, веселья. Особенность вариация в том, что они изложены в танцевальном характере, в одной тональности, в одном темпе и практически одним штрихом staccato. Задача педагога и ученика из так называемого однообразия сделать интересную, нескучную музыку. Тема вариаций – задорная, шутливая, искрящаяся весельем плясовая. Необходимо обратить внимание на несовпадение штрихов в начале и конце фраз, в аккомпанементе все мелодические интервалы проучить гармонически, чтобы точнее выполнять все штрихи. Лиги брать отдельным движением, энергично, но мягко, длинные залигованные ноты додерживать до конца (ручная педаль). Разные вариации – разные танцы: женские и мужские. Вариация 1 – пляска с притопами, тенуто, динамические контрасты f и p. На f – играть стаккато из клавиатуры вверх, тенуто – в клавиатуру вниз, на р играть всё пальцевым стаккато, цепкими кончиками. Вариация 2 – женская пляска, в мелодии крещендо на одной ноте ля, привести всё к концу фразы – фа #. Левой рукой тщательно разучить аппликатуру. Вариация 3 – пляска, так называемая «стенка на стенку». Вариация 4 – одинаковых четыре предложения с постепенным раскручиванием темпа.  

«Пир на весь мир» - более развёрнутая пьеса и очень оркестровая. Здесь можно услышать много тембров различных музыкальных инструментов: фанфары труб, колокола с колокольчиками, наигрыши дудок и свирелей.

Ансамбль «Куклы сеньора Карабаса» -яркая  концертная пьеса для 4-х рук. Дети играют её с большим удовольствием, знакомые сказочные образы оживают перед ними. Форма пьесы простая трёхчастная с контрастной средней частью. Мелодия первой части – яркая, стремительная, активная, словно взлетает ввысь. Фразы длинные, по 4 такта, которые нужно сыграть на одном движении. Штрих – активные пальцевые стаккато, в средней части – красивое, глубокое легато всей рукой от плеча и «дышать» после каждой фразы. Мелодия идёт в октаву, в левой руке следует подобрать удобную аппликатуру. Сложность этой части в том, что дети путаются в ритме (залигованные ноты не всегда додерживают), нет плавного выхода из длинных нот. В крайних частях следует обратить внимание на «дорожку» из парных лиг разными штрихами (легато-стаккато). Педаль можно брать на каждую лигу, а лучше через такт.

Во второй партии – основная задача выдержать один темп от начала до конца. Весь ритм крайних частей держится на крепком, упругом 5-ом пальце, который играет с опорой, а 1-ый палей наоборот должен играть тише и легче. В правой руке нужно облегчить аккорды на слабой доле. В средней части гармоническую фигурацию целого такта собрать в аккорды.

Педалью пользоваться можно реже, но в самые нужные моменты. Педаль на каждую сильную долю «перегружает» фактуру, поэтому возможно брать через такт.

Яркость музыкальных образов, красивых мелодий помогают детям играть пьесы из этого «Детского альбома» выразительно и с большим желанием.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Музыкальная энциклопедия. В 5 т. – М., 1978. – Т. 1-2.
  2. Чернова В. И. Учимся импровизировать и подбирать на слух. – Новосибирск: Окарина, 2007.
  3. Якушенко И. Джазовый альбом. – М.: Музыка, 2004.